четверг, 20 декабря 2007 г.

В.Иванов: "Я-за справедливость"



 


 



Валерий  Иванов, оперный певец, Чебоксары, принял участие в спортивном празднике, который прошел в Красных Четаях при поддержке партии «Справедливая Россия».


 


 


-Всегда следует поощрять занятие людей спортом, - сказал на стадионе Красных Четай знаменитый титулованный певец, с успехом выступавший на лучших оперных сценах мира. - Они пришли сюда не пьянства ради, а чтобы повеселиться по-настоящему. Погода прохладная, но народ – веселый, бодрый.  Такие мероприятия должны быть. Я – всегда  за здоровый образ жизни, его надо пропагандировать, помогать тем, кто его поддерживает.


Мы, артисты, приехали, чтобы  поболеть  за  спортивные команды.


Здесь  много молодежи,  праздник  мне  очень  нравится.


Важно,  что  у районных спортсменов есть спонсорская помощь.


До революции были состоятельные меценаты Рябушинский, Третьяков, Морозов, они огромные деньги вкладывали в развитие культуры, открывали школы, музеи, дома для сирот.


Я очень рад тому, что московские чуваши не забывают своих земляков,  помогают им.


 


-Как вы относитесь к тому, что здесь желтые футболки с лейблом «Справедливой России»?


 


-Партий власти в процветающей стране должно быть две. Чтобы между ними шла  реальная  конкуренция за внимание избирателей.


Я уважаю партию «Единая Россия». Но мне больше импонирует социально-демократическая направленность партии «Справедливая Россия».  У нас в стране со справедливостью сейчас непросто, справедливость хромает. Работающие люди получают за свой труд порой мизерные суммы.


Социальная справедливость должна быть,  эта идея мне подходит.


Если взять скандинавские страны – Швецию, Норвегию, Финляндию – то там есть и своего рода «колхозы», и бесплатные школы, больницы, у граждан имеется  выбор.


Капитализм бывает разный. Чистый капитализм  россиянам  противопоказан,  у нас люди – коллективисты, не любят   индивидуализм. Резко навязывать его ни в коем случае не следует. Люди хотят жить дружно, с миром. А нас всех разъединили. Всегда  люди  дружили,  ездили друг к другу, а сейчас  многие живут по своим углам.


 


-Вы  поддерживаете  Аксакова?

 

-Еще когда Аксаков Анатолий Геннадьевич впервые   баллотировался  в Госдуму России,  я его поддержал. Поддерживаю и сейчас.


Думаю, поступаю правильно.


 


-Как  получилось, что  вы  несколько лет назад из Чебоксар  уехали в Казань?


 


-Меня назначили худруком Чувашского оперного театра.


В тот момент у меня был выбор: работать в Мариинском театре, куда приглашал Гергиев, или худруком в Чувашском оперном.


Министром  культуры в Чебоксарах работал Виталий Петрович Иванов,  советником по культуре – Алексеев Герольд Михайлович. Они мне сказали: «Надо взять театр  в свои руки,  поднять его».


Я поступил как патриот. Отказался от Мариинского театра, чего не сделал бы, наверное, ни один нормальный певец. Выбрал  Чувашию.


За три года мы многое сделали. Я пригласил питерского дирижера Соболева. Мы подняли театр по всем творческим вопросам. Число зрителей увеличилось почти   в два раза, в сравнении с тем, что было до нас. Число спектаклей тоже увеличилось – стали играть на 75 спектаклей в год больше, это очень много.


 


 чего  начались  проблемы?


 


-У нас произошел конфликт с директором, который, мягко говоря,  нарушал  правила.


Мы говорили ему: «Так нельзя».


Но министерство культуры Чувашии, в котором появилось другое руководство,  взяло в конфликте сторону директора.


Нам сказали: «Вы нас обманываете». И просто попросили из театра: меня и Соболева.


Через год выяснилось: мы были правы.  Но поезд уже ушел.   


Соболев – дирижер мирового уровня, я тоже уже имел достижения на европейской сцене. Но в тот момент из Чувашии ни ему, ни мне не поступило ни одного предложения. Ни из одной организации. Выгнали и выгнали. Можно подумать, в Чувашии  дирижеров, артистов международного класса  очень  много,   просто  некуда девать.


Мне много приходилось ездить, пропагандировать бренд Чувашии в мире,  выступать на  прославленных сценах. Везде на афишах было написано: «солист Чувашского государственного театра оперы и балета».


Но – выгнали! И – никаких предложений.


Я думал уже, что никому не нужен.


…Меня пригласили в Казань: «Давайте, приезжайте к нам, если «трудовая книжка»  нигде не лежит».


Поехал в Казань, работал  там шесть лет.


Очень благодарен братьям-татарам за поддержку в трудную минуту.


 


-Сейчас вы работаете в Чувашском государственном театре оперы и балета?


 


-Да, певцом, один сезон.


 


-Было приглашение?


 


-Приглашения не было. Получается, сам напросился.


 


-Хотите снова стать художественным руководителем?


 


-Нет, не хочу.  Не желаю наступать  на те же грабли.


Мне нравится петь, ездить.  Не хочу выступать в ином качестве. Один раз уже обжегся.


…Действительно, уму непостижимо: выгнать человека, только за то, что он хорошо работал по всем показателям. «…Мы тебя не отпускаем за границу». Как это так, не отпускаем?  «…Вот ты нам нужен». Но я прекрасно знал:  у меня - хорошие помощники,  они справятся.  Кроме того, и финансово театр от моих отъездов  выигрывал:  я денежные чеки, которые зарабатывал за границей,  вкладывал в театр.  Например, когда  театр праздновал сорокалетний юбилей,  министерство культуры Чувашии не выделило театру ни копейки. Мне пришлось  вложить в юбилей четыре своих годовых оклада. Собственных  денег,  заработанных за границей.   Они пошли не только на  чисто юбилейные мероприятия, но и, скажем, на празднование в театре 8 марта,  Нового года.


…Но мне начали мешать,  и  я  понял:  работать не дадут.


 


-А если бы остались?


 


-Ну, остался бы, пошел к президенту,  президент сказал бы людям в правительстве: «Не мешать ему».


Но все равно ни министерство, ни директор не дали бы работать.


Потому я и вынужден был уехать.


Я тогда так понял, что в Чувашии  не появится, а если появится, то быстро уедет   более-менее  конкурентоспособный музыкант, артист.


Вот, скажем, у чувашских спортсменов ситуация - другая: если кто-то завоевывает приз чемпионата мира или Европы,  его встречают, пишут о нем в газетах, квартиру могут дать, у спортсменов  есть привилегии. А в искусстве дело обстоит  как в старом фильме «Волга-Волга», герой которого, бюрократ Бывалов, говорит: «У нас нет талантов, и быть  не может».


Мы хвастаемся тем,  что у нас есть Надежда Павлова,  гобоист Любимов, сделали фестиваль имени  Максима Дормидонтовича Михайлова. Но ведь они в Чебоксарах никогда не работали! А если бы работали, их бы здесь просто скушали с потрохами. Слава богу, что они уехали.


Я на своей шкуре почувствовал: ездишь по лучшим театрам мира, общаешься и работаешь с талантливейшими дирижерами - Гергиевым, Темиркановым, Рождественским.., а приезжаешь сюда – тебе лепят выговора,  гонения организовывают,  говорят: «Мы тебя не отпускаем».


Как  так?


Ведь  президент республики всегда говорит: «Надо талантливым людям помогать, помощь им оказывать». А  некоторые сотрудники, которые должны помогать ему в реализации его указаний,  все делают наоборот.


Не понимаю. Такие специалисты компрометируют и власть, и справедливость. Поэтому у нас  часть  народа  порой  относится к власти если не с ненавистью, то с недоверием.


До сих пор в нашей стране средний класс  составляет  двенадцать- тринадцать процентов.  В  Европе – семьдесят пять процентов, в Америке – восемьдесят.


Нет у нас среднего класса. А олигархи плодятся как на дрожжах.


 


-Какая связь между средним классом и посещаемостью театров?


 


-Связь имеется:  в театры, как и на многие спортивные соревнования,  ходят в основном представители среднего класса.


А если среднего класса  почти  нет?


Герман  Оскарович  Греф, министр, сообщил: «В стране средняя зарплата около десяти тысяч рублей».


Но возьмем единую тарификационную сетку учителя. Самый высший разряд – три с половиной тысячи рублей. Учитель, чтобы подзаработать, должен  всюду бегать. Врач, учитель, бюджетник во всем мире имеют зарплату выше среднего уровня. У нас - все наоборот.


Если учитель к среднему классу у нас не относится, и его зарплата  меньше, чем средняя заработная плата по России, о чем он может рассказать ученикам?

Не говорю уже об артистах.  Артист бегает, как  волк, его ноги кормят.  Мы должны   везде бегать и  искать  возможности заработка.

Возьмем таких певцов, как Канюка, Заломнов. Они – народные артисты России, профессора, а зарплата, как бы ни старались, семь с половиной тысяч рублей. Средняя  же зарплата по России, как говорит Греф, десять тысяч рублей.


Если народный артист России получает на четверть меньше, чем средняя зарплата по России, то хорошо ли это? Справедливо ли?


Почему-то в других регионах средства на зарплату находят. Там другой подход.


 

-В чем его особенность?

 

-В Казани поставили национальный спектакль про Габдуллу Тукая, пригласили артиста из Мариинского театра, в нем есть татарская кровь. Заплатили ему большие деньги, и он играет роль народного поэта. Татары взяли самого лучшего артиста, потому что  роль – образцовая, артист должен быть лучшим: он представляет татар.

…Я пою в Казани на татарском, и мне гораздо больше платят, чем своим, татарским певцам. Понимают, что я защищаю честь Татарстана в Москве, других городах.


А у нас - отношение другое. Сейчас, например, ставится  спектакль про Ивана Яковлева, великого чувашского просветителя. Я говорю: «Давайте пригласим лучшие силы». Но никто и слышать не хочет. Главное: президент дал указание поставить спектакль, и министерству надо выполнить его.  Как – второй вопрос. Главное – «отстреляться». Поставить галочку - и все. Никаких вложений. Тяп – ляп. Приняли артистов без конкурса, почти первых попавшихся, можно сказать. Я не понимаю: почему такое отношение?! Зачем изгаляться?   Зачем ставить в театре  концертный вариант?  Для этого у нас есть другой коллектив – симфоническая хоровая капелла Мориса Яклашкина.


 


-Потому вы и поддерживаете партию «Справедливая Россия»?


 


-Я всегда был за справедливость. И тогда, когда еще не было партии «Справедливая Россия». 


Повторюсь.


В 2000 году наш оперный театр добился большего, чем остальные музыкальные коллективы. Когда я пошел и начал говорить об этом, мне стали втолковывать, что я хочу обмануть президента,  я - такой некомпетентный.


Хотя ни один коллектив в  то время за три года не добивался таких успехов, как наш театр. В те самые времена, когда всюду шли сплошные сокращения и задержки с выплатами зарплаты, мы ухитрились  повысить  все творческие показатели чуть ли не в два раза. А нас за это с Соболевым Виктором Евгеньевичем выгнали из театра. Соболев – дирижер мирового уровня. Когда Гергиев в Питере спросил меня: «Кто у тебя работает главным дирижером?» и узнал, что это Соболев, он задал новый вопрос: «А как ты ухитрился его перетащить в Чебоксары? Ведь это же дирижер мирового уровня!».


Гергиев так сказал!


Соболева в Казань  пятый год сватают главным дирижером, но он теперь уже обжегся на работе в провинции, предпочитает работать преподавателем питерской консерватории. Человек  знает пять – шесть языков. У нас никогда не было дирижеров такого уровня здесь, в Чувашии.


Его выгнали за правоту, и - ни извинений, ничего.


Как будто, так и должно быть!


 


-И чем вы это объясните?


 


-У нас в Чувашии неплохо дела продвигаются по медицине и образованию. А в культуре - полный провал.  К руководителям культуры в Чувашии стало невозможно попасть на прием.  Охрана – как у Генерального секретаря  ООН! 


 


 


-Финансовый  кризис – не лучшее время для высокого искусства.


 


-Да,  Чувашия говорит: нет денег на культуру. Я - не понимаю. Денег сейчас, по-моему, и в России, и в Чувашии уже очень много. Просто нет целевых глобальных стратегических направлений в нашей культуре и искусстве, просчитанных на много лет вперед.


Другая проблема: не научились жить по средствам. С одной стороны «денег нет», но при этом открываем новые и новые коллективы, которые дублируют друг друга   и, в результате,  недорабатывают. По большому счету, у нас любой  коллектив, кроме чувашской драмы,  недорабатывает. Все берут себе пониженные планы, выполняют их и получают премии.


Говорим «нет денег», в то же время  огромное количество коллективов, которые получают гроши. В результате получается в соответствии со старым лозунгом:  «Дадим стране угля, мелкого, но много!»


Качество от этого не улучшается, наоборот,  падает.


Так никогда не будет хватать денег.


 


-А что бы вы могли предложить взамен?


 


-Сначала надо решить: чем мы обладаем в Чувашии, что можем основательно финансировать на этот период, на  будущее.


Следует определиться:  вот мы можем   иметь столько-то коллективов, театров, и на достойном уровне их оплачивать.


Тогда с них можно и спросить,  если плохо работают. 


Сейчас же  они  лишь  делают вид, что трудятся. 


Как в советское время  шутили: «Они  делают вид, что платят;  мы делаем вид, что работаем».


До сих пор все это продолжается. А талантливым людям говорят: «У нас нет возможностей!».


Никогда не поверю.


 


 


 

Комментариев нет: