суббота, 15 марта 2008 г.

Любовь Ордынская: "Я отвественна за судьбу детей"

 


Ордынская Любовь Михайловна, дизайнер-типограф, Москва


 


-Расскажите о себе.


 


-Родилась 21 декабря 1966 года в Москве. Окончила Московский полиграфический институт, сейчас это - Академия печати.


У меня - три дочери. Старшая, Мария, родилась в 1990 году, в прошлом году поступила в  МГУ на филологический факультет. Средняя, Екатерина, 1994 года рождения, учится в Традиционной гимназии, занимается живописью в художественной школе имени В.Серова, во втором классе. Младшая, Елизавета, 2001 года рождения,  учится  в первом  классе Традиционной гимназии.


 


-Где трудитесь?  Какие  проекты реализуете?


 


-Я с мужем, Никитой Георгиевичем Ордынским, работаю  в  издательстве «Русское слово», одном из крупнейших образовательных издательств России. Во многих  южных и восточных регионах  страны школьники  учатся по учебникам  «Русского слова». Причем, сначала оно выпускало  только учебники по гуманитарным предметам -  литературе, истории. Но сейчас  выпускает  учебники и по естественным наукам. 


Издаваемые книги - очень интересные, многие - новаторские, при этом все имеют государственную лицензию и высокое качество.


Я – художник-типограф,  по старому говоря - оформитель.


Муж - 1961 года рождения, тоже закончил этот же институт.


 


-Что   считаете  своим профессиональным успехом?


 


-Выпуск серии  плакатов по русскому языку  и  истории России.


Успешные проекты  мужа: серия книг «Итоги XX века» в издательстве «Полифакт»;   выставки и плакаты «Долгое эхо»,  «История русской церкви» в двенадцати томах, известная очень работа.


 


-Как  воспринимаете  личность вашего великого предка – просветителя Яковлева?


 


-Внутренне  часто к нему обращаюсь. Его энтузиазм,  сила,   неравнодушие к жизни,  людям,   работоспособность,  интерес ко всему – для меня  личный жизненный  ориентир  и  идеал.


Для Чувашии фигура  Ивана Яковлева имеет ключевое значение.


Его просветительская миссия по-прежнему актуальна. Потому что необходимо возрождать профессиональное образование -  не только в Чувашии, но и в России в целом.


Каждый человек должен нести свет просвещения, доступный окружающим.


 


-Просветительство - редкое слово. Как  вы его истолковываете?


 


-Просветитель – исповедник, свидетель истины, стремящийся быть максимально полезным свому народу не только в  достижении высоких целей, но даже в мелочах. Потому что все начинается  с  мелочей.


 


-Поддерживаете отношения с земляками Яковлева?


 


-Состою в переписке с  директором музея в Кошках - Новотимбаево А.А.Пыркиным, который обратился  к нам c просьбой:  помочь создать для музея галерею потомков  Ивана Яковлевича Яковлева.

Поскольку по роду деятельности мне часто приходится иметь дело с изобразительными материалами, для меня не составило большого труда подобрать их, должным образом обработать.


Мы нашли домашние архивы, перевели в электронные файлы, и я послала  в  музей  фотоальбом  современных потомков, которые   в пределах моей  досягаемости.


Приезжал к нам  поэт из Чувашии  Валентин Андреевич Смирнов, очень живой и талантливый человек, член правления Центрального совета общероссийского общественного движения "Россия Православная". 


Он написал книгу про просветителя чувашского народа, инициировал обращение к соответствующим инстанциям - причислить Ивана Яковлева к лику святых  как  просветителя.


Человек, создавший чувашскую письменность и осуществивший перевод священных книг с русского на чувашский язык,  вполне достоин быть причисленным  к  лику святых.


 


-Что, на ваш взгляд, можно добавить в программу празднования юбилея Ивана Яковлева?


 


-Как художник-типограф, думаю, есть смысл осуществить  связанные  с  его именем  издательские  проекты  в  Москве.


 


-Какие?


 


-Я сотрудничаю с журналом «Нескучный сад». Он - о делах милосердия,  православной жизни. В редакции журнала -  очень дельные люди. Каждый номер – интересный,   прочитываю его от корки до корки. Абсолютно разнообразные материалы. Написали и о чувашах: журналисты съездили в Татарстан  и  опубликовали  статью  об  Ильминском. 


Я  предложила  им  написать и о Яковлеве, принесла  материал  о нем  от московской патриархии.  Хотя  журнал - не богословский,  он - о современной жизни,  интересен интеллектуальной молодежи, которая ходит в храм. Про все что угодно там пишут, и  на высоком интеллектуальном уровне.


Тема - упор на пассионарность личности, ее энергию, стремление служить людям - показалась журналистам актуальной. Ведь молодые читатели  сейчас  в  основном думают только об успехе. Но успех приходит только к человеку, который начинает путь к нему с маленьких шагов. Успех складывается из  кирпичиков  каждодневного многолетнего труда.


Многие приятели, преподающие в вузах, мои учителя, говорят: «Современная молодежь хочет  достичь  успеха сразу,  и  не хочет знать, как делается профессия».


…Эйзенштейн, когда  пришел поступать в учебное заведение, он думал о том, что у него сейчас спросят – про монтажку или операторскую работу, и о том,  как на вопросы ответить. А нынешние приходят и думают не об азах, а как сразу стать Эйзенштейнами.


Конечно, надо бы перевернуть массовое сознание,  но я в этом отношении - пессимист.


Хотя, с другой стороны, наверное, из тех же кирпичиков через поколение это все и сложится.


Я думаю, упор должен делаться  на великие примеры.  Яковлев, как и Ломоносов, пришедший из деревни в большом возрасте,  не думал, что у него будут школы: он и сам трудился, и других людей  учил трудиться.


 


-Общаетесь с родственниками?


 


-В основном, с семьей Владимира Всеволодовича Павлова.


Его дочка и моя дочка тоже общаются, они  между собой - тетя и племянница, хотя  почти  одного возраста: его дочь учится в аспирантуре, а моя дочь – первокурсница.


К Алле Борисовне Покровской ходили в театр, к  Борису Александровичу Покровскому в  театр - тоже  ходили.


 


-В вашей родословной – много национальностей. С каким этносом  вы себя идентифицируете?


 


-Очень не люблю это слово, но оно здесь к месту: я - россиянка.


В нашей стране мне привычно считать себя русской, потому что русский человек в России ответственен за все.


 


-В вашем  роду  ведется   свое  генеалогическое древо?


 


-Да, ведется. В нем - двадцать одно поколение.  «Рюриковичи мы».


 


-Аристократические корни - они как-то практически сказываются на вашей  работе, отношениях с людьми, самооценке,  уровне амбиций?


 


-Нет, практически никак не сказываются. Я - такая же, как и все.


 


-Ваш муж – тоже  из дворянской семьи?


 


-У него есть дворянские корни. Но это выяснилось не до знакомства, а после.


На все воля Божья. Кровь к крови тянется.


И никаких отношений с дворянскими клубами в Москве не поддерживаем, хотя наш родственник Сапожников - предводитель Московского дворянского собрания. 


Разговоры о родословной – пустые. Вы зря перевели интервью на эту линию.


 


-Интересно же определить, что на сегодняшний день в России означает слово «аристократизм»…


 


-Мое личное мнение: означает ответственность за народ, страну. 


Вот мой любимый эпизод про настоящего аристократа.

В геологоразведочном лагере ждут приезда известного ученого с княжеской фамилией, обсуждают,  "как князь в наш загаженный нужник-то будет ходить.."

Князь приехал, а на следующее утро до общего подъема сам спокойно и аккуратно вычистил нужник.

Это и был поступок истинного аристократа, твёрдо знающего, что убирать грязь - не стыдно, стыдно жить в грязи.

Для меня  важны  работоспособность и стремление приносить пользу людям.


Аристократизм просто предполагает ответственность за историю: ее надо знать и чувствовать. Должны быть знания.


Хотя  сама я,  наверное, не соответствую этим  требованиям.


Каждый ответственен за что-то. Я, в первую очередь, себя считаю мамой,  ответственной за судьбу детей.  Никаких других амбиций у меня  нет,  только по воспитанию детей.



 


-Часто путешествуете?


 


-Семья, дети, потому далеко не ездим. В 2001 году были на Соловках, где все очень интересно. Неделю там мы прожили, на всех островах побывали.
А обычно на все лето едем в Подмосковье.
…Хочу съездить в Кошки-Новотимбаево, на родину Ивана Яковлевича.


 


-Вы состояли в комсомоле, партии?


 


-В комсомоле - да, в партии - нет. В семье Павловых принципиально не было коммунистов.  В семье  мужа – тоже.

Комментариев нет: