суббота, 23 февраля 2008 г.

Н.Михайлов, ветеран целины

Михайлов Николай Михайлович,  ветеран целины


 


 


-Расскажите о себе, своем детстве.


 


-Родился  в  1937 году в Канашском районе,  деревне Нижние Яндобы. Сегодня там три деревни объединили, и село называется  Туруново.


Вырос без отца. Когда он уходил на фронт, мне было два года. Он  меня  взял на руки  и со слезами сказал: «Сынок, я горжусь тобой. Тебе будет трудно, но, тем не менее, ты должен жить и продолжать мой род».


Я четко запомнил. А ведь мне было только два года! Ребенок совсем!


С печки  отец  снял гармошку и мне передал.  Ему тогда было двадцать два года, он работал бригадиром тракторной бригады МТС.


Его имя, Михаил Афанасьевич Михайлов,  сегодня значится  на постаменте погибшим солдатам  в Польше.


Тридцать пять лет я искал. Много времени прошло,  мучительные моменты.


Мать всегда  говорила мне: «Сынок, найди своего отца, он - не босяк и не хулиган».


Я начал его искать  и  нашел.


 


-Где вам довелось трудиться?


 


-После Байконура,  запуска первого спутника в 4 октября 1957  года, в подготовке которого я участвовал,  командование направило меня  для космического слежения на Камчатку.  Конкурс был большой - 25 заявлений. Я среди них оказался один чуваш.


С Камчатки  вернулся   снова  в  Казахстан,   работал в совнархозе,  на целине.


 


-С чьими именами связаны эти годы?


 


-В Казахстане было много встреч с интересными  людьми.


Например, мне запомнилась встреча с Маленковым, который тогда был удален из правительства Союза ССР и назначен   директором  Экибастузской ТЭЦ.


Мне – молодому  энергетику, только закончившему Ивановский  энергетический техникум -  было очень интересно пообщаться с другом и соратником Сталина.


Я познакомился с Маленковым,  беседовал с ним, в  его  квартире  побывал.


Встречался с Кунаевым, руководителем Казахстана,  с Хрущевым.

 

-Где вы учились после техникума?


 


-Я закончил Алмаатинский институт народного хозяйства, планово-экономический факультет, параллельно закончил юридический факультет в университете  Целинограда.  


...После военной службы перешел в совнархоз, занялся хозяйственной  работой. Прекрасно знал, как дышит экономика.

 

-Как оказались в Чувашии?

 

-Из Казахстана, по просьбе матери, переехал в Чебоксары. В обкоме партии  встретили хорошо. Петр Алексеевич Левин направил меня проректором в госуниверситет.


Я поработал в вузе,  а потом поговорил с  Петром Александровичем  Сидоровым, ректором ЧГУ. Поскольку получение квартиры затягивается, в городе с жильем – сложно,  попросился на силикатное производство заместителем директора.


Договорились.


На предприятии я  выполнил большой объем работ по реконструкции завода.


Мне было проще, чем другим, решать хозяйственные вопросы чувашского предприятия.


 


-Почему?


 


-Всюду помогали друзья, приобретенные на целине.

Например, снабженческие и финансовые моменты удавалось успешно  решать потому,  что  в Москве работал мой друг, Кабанов Николай Павлович, заместитель министра промстройматериалов Союза ССР.

Если он живет,  хотелось бы с ним встретиться.


Я с ним познакомился и подружился,  когда работал в Казахстане, который он  курировал.


...Как только устроился на предприятие,  приехал к нему.


Он спрашивает: «Николай Михайлович, как работает целинный  цементный завод по японской технологии?»


Отвечаю: «Ситуацией не владею!»


«Как не владеешь??»


Я говорю: «Работаю в Чувашии, на Новочебоксарском заводе строительных материалов».


«Кем?»


«Начальником производства».


«Зачем ты переехал?»


«В связи с болезненным состоянием матери».


«Что  тебе  нужно?»


«Мне нужно показать в новом коллективе свое лицо. Просто помоги.  Мне прессы нужны, полтора миллиона рублей для реконструкции завода».


Он помощника вызывает: «Этому человеку, моему другу, дайте зеленую дорогу!»


Так открыто, ясно, понятно сказал.


Дали все, что требовалось!


Потом уже, по просьбе Эдуарда Алексеевича Кубарева,  я снова побывал в Казахстане, когда прорабатывался вопрос о торгово- экономических отношениях Чувашии и Казахстана.


 



-Как прошли первые переговоры между Чувашией и Казахстаном?


 


-На очень хорошем уровне


Был подписан договор о взаимоотношениях  между  республиками.


От Казахстана по нему  мы  получали  медь, цемент,  пищевые продукты,  материалы.


В девяностые годы, когда в экономике страны произошел упадок, Кубарев мне сказал: «Николай Михайлович, вы показали свое деловое лицо. Есть предложение: принимайте министерство внешних экономических  отношений».


Я говорю:  «Эдуард Алексеевич,  не могу  согласиться.  Возраст».


Не согласился. Пошел в коммерческую структуру. Хотя коммерция для меня - неприемлема. Так меня воспитала партия Ленина, верным которой я и остаюсь.



 


-Почему же все–таки пошли в коммерцию?


 


-Деньги оказались нужны:  мои дети подрастали,  за ними нужен глаз да глаз.


Одна дочь у меня осталась в Казахстане.


Сын, старший – со мной живет, ему 26 лет. Он сварщик высокого разряда.  Трактора сваривает, сложные конструкции.


Другой   сын  -  живет  в  Серпухове, я к нему сейчас приехал.


Младший занимается  почтовой связью.


 


-Как  решались хозяйственные вопросы на целине?


 


-На личных связях и смекалке.


Расскажу один  маленький  типичный эпизод.


Я тогда работал при Целиноградском горисполкоме, в Управлении капитального строительства. Занимался комплектованием городского строительства.


Хрущев переименовал город Акмолинск в Целиноград в честь освоения целины.


Это было в 1961 году. Я - тогда  еще студент,  играл на гитаре «Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня?»  В честь этой песни сына потом назвал Мишей.


Вот такая штука в жизни…


На строительстве надо было заниматься большими объектами. А без канализационной системы - практически невозможно  построить  новый  Целиноград.


Меня командировали в Ленинград, на единственный завод ЖБИ, который  занимался выпуском канализационных сетей для  целины.


Сеть – это трубы из железобетона диаметром метр-полтора, длиной два метра.


Я приехал с нарядом Госплана, хотел выбить его раньше времени. А директор завода поговорил с парторгом и принял  решение:


«Приходите в третьем квартале».


А ведь мне было указание президиума целинного совнархоза: «Обеспечить опережение  графика поставки  канализационных сетей!»


Я думал ночь: «Что же делать в этих вариациях?»


Пришла мне мысль. Коль они нам раньше поставляли канализационные сети, то значит -участвовали в освоении целины!..


Звоню из гостиницы первому секретарю горкома партии Целинограда, он - хохол, хороший мужик,  Костюченко: «Слушай, вот так положение. Единственный способ  выполнить задачу – наградить людей, которые нам поставляли трубы и канализационные сети, медалью «За освоение целины».


Он: «Давай мне фамилии, персоналии, кто какие должности занимает».


Я говорю: «Добро». 


Беру информацию о директоре  и парторге завода, начальнике цеха, который непосредственно занимается выпуском нужной мне детали, мастере, бригадире, членах  бригады: Иванов, Петров, Сидоров… Даю  информацию в  горком.


Выезжаю обратно в Целиноград. Беру полномочия,  указ,  медали, возвращаюсь в Ленинград, захожу к парторгу завода: «Я –  представитель Целиноградского краевого комитета партии, совета депутатов трудящихся, уполномочен наградить ваш коллектив за освоение целины».


Он: «Как?»


Я: «Вы помогали осваивать целину?»


Он: «Да, помогали»…


Решили: вечером же соберем коллектив.


Вечером народ собрался в аудитории:   порядка полутора тысяч  человек.


Я коротко сказал речь: аккуратно, сосредоточенно, четко,  у меня в речи никогда у меня не было акцента, с малых лет старался  русскую речь произносить ясно и понятно. 


Васса Федоровна, моя учительница,  высказывала  мне: «Коля, учись русскому языку, это -главное».  

 ...В общем, награждаю директора завода, парторга, начальника производства, начальника цеха, мастера, бригадира, членов бригады…

Двенадцать человек.


Бригадир говорит: «Ребята, завтра выходим сверхурочно,  будем трудиться на целину».


Пошло дело! Один вагон, второй…

Смотрю: при мне отгружают вагон на целину. В октябре должны отгружать,  а я в марте отгружаю!

Для молодого хозяйственника это была  победа!



...Я - очень доверчивый и в то же время - очень исполнительный.


«Выполнение долга», «целина» для меня – не простые  слова.


 


  


 


 


 


 


 


 

Комментариев нет: