четверг, 14 февраля 2008 г.

В.Карсаков, кинорежиссер

Карсаков Владимир Федорович,  режиссер чувашского кино и телевидения


 


-Где и когда вы родились?


 


-Родился 10 сентября 1961 года в деревне Чувашские Ишаки Батыревского района.


 


-Чем знаменита ваша деревня?


 


-Может, тем, что там родился Кураков Лев Пантелеймонович, ректор ЧГУ.


 


-Общались с ним?


 


-Нет,  никогда…


 


-Кто был для вас примером?


 


-Отец. Он - человек  трудной судьбы, но не сломался, не спился.


У него был очень сильный, невероятно сильный характер.


После войны он летом – плотничал, зимой – валенки валял. Зарабатывал хорошо, у нас в семье никогда не было финансовых проблем.


Он  не уважал скользких людей, которых нельзя понять:  то ли  они говорят правду, то ли - обманывают. У него основным принципом в жизни была честность, и честность  была его силой.


…Сегодня  практически не осталось честности на самом деле, очень мало ее.


 


-Почему?  Много честных людей.


 


-Но много и лжи. Начиная с политики. А  мы  киваем головой,  нам так – удобно.


 


-Вот вы – очень любите играть в шахматы.  Где вы видели шахматиста, который объясняет противнику свой план игры? Да, каждый старается  перехитрить. Но в любой борьбе есть свои жесткие правила.


Переносить  правила  политики  на  бытовую ситуацию – вряд ли  верно.


 


-Политика – это пришлось к слову. Честно говоря, я не интересуюсь ею. Перестал ею интересоваться давно уже. Мне безразлично абсолютно.


 


-При всем критическом отношении к частностям, надо признать: сегодня в  элите государства  преобладает разумное начало.


Прежде было много импровизаций,  фиктивных обещаний.


 


-Да, да,  так. Блеф  часто  имел место.


…Искусная и эффективная  высокая  политика - это хорошо. Но она очень мало касается  культуры народов, например, чувашей. Геополитика России  почти никак не отражается на национальной культуре. Может быть, и есть культурные проекты,  но  национальная культура живет своей  абсолютно обособленной жизнью.


Сейчас национальная культура начинает искать и находить пути для спасения.  Сама.


 


-Так и должно быть. Нас слишком приучили к тому, что кто-то должен помочь. Не приедут же австралийцы развивать чувашскую культуру. Она - личное дело самих чувашей. Захотят – будут ее развивать. Не захотят – кто может  заставить?


Это личный вопрос чувашской нации, больше ничей.


 


-С этим - совершенно  согласен. Не захотят – никто  не заставит!


 


-…Следовательно, какой смысл рассчитывать на помощь? Вопрос  культуры – частный.  Каждый  сам себе чистит зубы.  Но  даже если каждый  не будет чистить зубы, это вряд ли станет вопросом  дебатов  в   Государственной   думе.


 


-Я как раз об этом и сказал: каждый  народ  сам  должен спасать свою национальную культуру. Потому  что  политика ею не интересуется,  и  каждая   нация должна сама  решать свою  проблему.


 


-Дело политиков – обеспечить защиту, социальный мир и нормальную экономику. Что касается культуры,  то  лишь бы никто не мешал  ей  развиваться.  Это максимум, на  который любой народ может рассчитывать.


 


-Совершенно верно. Это - да, самое лучшее.


Я в Интернете задавал вопрос на сайте www.chuvash.org,  который вызывает интерес к чувашской культуре: кто будет для наших детей создавать чувашские мультфильмы? Придет Москва и сделает?


У нас самих в Чувашии столько художников! У нас есть очень хорошие  художники! Но раз так, то давайте создавать мультфильмы для детей!


Кто это сделает?


Вот  дети – мой сын Атнер и  сын Юрия Яковлева Савдей  - сделали первый чувашский мультфильм «Улып». Технологически это сегодня очень просто. …Чувашское кино – то же самое. Никто  со стороны не будет его  создавать. И не надо говорить, что «нужны миллионы, миллиарды», это чушь: никаких миллионов сегодня не нужно, если делаем для своего народа, своего зрителя.


У чувашского кино есть свой зритель. Большой, небольшой, но он есть, я думаю, минимум, тысяч сорок. По сути,  это очень большая аудитория, она дает возможность существовать чувашскому кино.


Естественно, нам надо найти темы для фильмов,  прежде чем думать о миллионах, технике, экранах, тележках. Найти самые актуальные темы, которые можно было бы разрабатывать. Вопрос   - в  сценариях. А другие условия у нас  есть. Самое главное условие – у нас есть актеры. Хорошие, замечательные  актеры.


 


-Где  и как  вы  учились  режиссуре?


 


-Теорию я изучал  в  Казани, в институте культуры;  учился в Москве, у документалиста, режиссера документальных фильмов  Игоря Беляева, на курсах повышения квалификации.  


Затем я работал на чувашском телевидении тринадцать лет, режиссером. Снял  с Юрием Яковлевым  фильм «Народ в серебряном одеянии», потом фильм «Елена», который тоже несколько раз прокручивался на экране. Еще один  наш с Юрием Яковлевым фильм был  о Президенте Чувашии Николае Федорове. Он победил на конкурсе социально-культурных проектов, проведенным фондом «Чувашия».


После этого мы завершили наш  период кинодокументалистики.


Началась эпоха художественных фильмов.


Пять лет уже я каждый год снимаю по одному фильму.


 


-Расскажите, как  вы их сделали?


 


-Первый фильм был полулюбительский: я собрал эстрадных певцов и мы попробовали сделать прозрачный, легкий сюжет  в песенном жанре.   Главную роль играл  певец Николай Гордеев, героиню играла Надя Кузьмина, артистка драматического театра.


Сценарий  сделали  совместный: в его создании участвовала Марина Карягина  с чувашского телевидения.


Бюджет - минусовый.  Все участники - Коля Гордеев, другие - скинулись и на свои деньги сняли фильм.  


Следующие  фильмы взялся финансировать руководитель фирмы «Аксар» Алексей Васильевич Иванов,  он все расходы взял  на себя. Сейчас  он выпускает все чувашские фильмы, а также  кассеты  и диски с  чувашской эстрадой.


 


-Каков  объем финансирования  каждого фильма?


 


-По-разному бывает. В среднем, по-моему, примерно, в  восемьдесят - девяносто тысяч рублей  обходится каждый фильм,  если учесть суммарно все расходы. …Затем  он записывается на  DWD и продается.



 

Комментариев нет: