вторник, 12 февраля 2008 г.

О.Борисова: "У нас - большая, дружная семья"



Борисова Ольга Александровна, руководитель Молодежного движения чувашского землячества Москвы, студентка


 


-Расскажите о себе,  своем детстве, семье.


 


-Я родилась в Чувашской Республике, в небольшом, но очень уютном городе Канаше.  Правда, жила там совсем недолго, приблизительно первый год жизни.


Затем мы с родителями переехали в столицу Чувашии – Чебоксары.


Я  могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня было счастливое детство. За это спасибо моим родителям, близким, друзьям.


У нас - большая дружная семья: мама, папа, братишка, две бабушки и дедушка (к большому сожалению, бабушки  Анфисы Алексеевны Григорьевой и дедушки  Михаила Федоровича Борисова уже не стало). Помимо этого – четырнадцать двоюродных братьев и сестер. Сейчас мы разбросаны по разным городам - Чебоксары, Канаш, Москва, Магадан, Хабаровск, Ростов-на-Дону…Если захотеть побывать у всех в гостях – можно объехать полстраны! Мы приезжаем друг к другу в гости, собираемся вместе на семейные праздники, устраиваем семейные концерты.


Мы  все дружны, помогаем друг другу в трудных ситуациях.


 


-Пару слов об эпохе тинейджерства.


 


-Эпоха тинейджерства - отличная пора, когда ищешь себя, открываешь многое, находишь ориентиры.


Мне снова повезло – в эти годы на моем пути встречались очень умные, грамотные, компетентные, добрые и яркие люди. В том числе - учителя и специалисты обеих школ, в которых я училась – средней школы №2, лицея №1; а также  руководители Ансамбля народного танца Дворца детского и юношеского творчества  Нина Григорьевна и Арслан Степанович Вагаповы: я занималась в  их ансамбле около 10 лет, выступала на разных площадках.


Среди людей, которым я очень благодарна -  руководители моих ученических  научных работ (с 9 по 11 класс я активно участвовала в научных конференциях школьников) и преподаватели музыкальной школы, где занималась по классу «аккордеон».


В то время у меня появились добрые и надежные друзья, с которыми мы до сих пор общаемся.


Уверена, эта дружба будет долгой. 


 


-Какова история  ваших увлечений, что происходит с этими увлечениями сейчас?


 


-У меня есть уверенность  в том, что человек должен быть разносторонне развит. Это привили мне мои родители. Со второго класса я занималась танцами, сначала - бальными, а затем – народными. Занятия отнимали почти все свободное время – репетиции три раза в неделю по три часа, всевозможные концерты, поездки. Нас готовили на профессиональном уровне. Всегда нравилось быть на сцене, это давало заряд положительной энергии, позволяло сохранять хорошую физическую форму. Было и еще хобби – музыка, пела в школьном хоре; кроме того, мои родители играют на инструментах, поют – это стимулировало. Я училась играть на аккордеоне, а  сейчас осваиваю гитару. Мое детство прошло в загородных лагерях,  также я была в «Орленке» и «Артеке». Песни у костра под гитару, походы – все это вошло в плоть и  кровь. Отсюда увлечение гитарой, бардовской песней, а также «вожатством». Это наследственное, мои родители – вожатые «Орленка» в прошлом. Я тоже работала 5 лет подряд в лагерях  «Юный Нефтяник» и «Орленок». Теперь у меня есть друзья среди детей по всей России.


Еще одно хобби – научная деятельность,  она  помогает мне и в учебе, и в работе.


Всегда любила читать, с детства пишу стихи на разные темы, но больше - о чувствах и взаимоотношениях между людьми.


С детства мечтала о фигурном катании. Мое убеждение – в любом возрасте можно реализовать свою детскую мечту и начать заниматься чем-нибудь интересным.


Недавно пошла в секцию фигурного катания для взрослых. А еще купила себе руководство по рисованию акварелью, кисточки, краски: учусь рисовать пейзажи. Надеюсь – все получится!


 


-Современная молодежь – что она сама о себе думает,  чего хочет  и  добивается?


 


-Будущее - за молодыми людьми с активной жизненной позицией,  небезразличными к судьбам своих близких, своей страны. 


Мы не наглые, мы – активные и уверенные в своих силах; мы не идем по головам, а побеждаем в ходе здоровой конкуренции.


Возможно, мое представление о современной молодежи искажено тем, что я учусь в одном из ведущих вузов страны, живу в Москве, и в землячестве меня окружают такие сверстники.


Однако  и среди  моих  молодых  друзей,  знакомых в Чувашии и других регионах – много тех, кто открывает свой бизнес, занимается общественной работой, профессионально развивается.

А ленивые,  безынициативные,  супернаглые люди были и будут всегда,  во все времена.

Современная молодежь стремится к профессиональному росту,  личностному саморазвитию,  обеспечению достойной жизни себе и близким.


Сейчас  среди  молодежи  ценится карьера, но  набирает   вес  ценность  семьи.


 


-А что важнее: быть  умным  или  добрым?


 


-Эти качества нельзя противопоставлять. Важно и то, и другое.  Несмотря на современные непростые условия жизни,  людям  в условиях постоянной конкуренции  не стоит черстветь, доброта по отношению к близким, родным, друзьям, окружающим всегда возвращается сторицей. Это моя принципиальная позиция. 


Умным нужно быть, а еще важнее быть…мудрым. Рефлексировать, осмысливать и анализировать свои поступки, действия, чтобы не совершать новых ошибок,  прощать и с некоторой долей доброй иронии относиться к происходящему. Чтобы жить – легко!


 


-Где  вы  учитесь,   какие предметы изучаете?


 


-В жизни каждого человека наступает время, когда нужно определяться с будущей профессией. Я - больше гуманитарий (мне удается работа с людьми  и  интересны гуманитарные науки), но при этом меня всегда интересовали экономические процессы, происходящие в обществе.


Я поступала в  Волго-Вятскую академию государственный службы (Нижний Новгород), в несколько московских вузов – на специальность «Финансы и кредит».


Но незадолго до вступительных экзаменов узнала о Государственном университете – Высшая школа экономики. Там имелась именно та специальность, которая мне нужна – пересечение экономики и социологии (науки, ориентированной на изучение общества, людей, закономерностей, по которым общество развивается): «экономическая социология».


Она и про экономику, и про людей. Это для меня было самым подходящим вариантом,  приняла решение учиться там.


...Я уже получила диплом бакалавра социологии. Думаю, только перечисление предметов, которые мы изучали, может само за себя сказать и подтвердить,  что я получила отличное образование: социология российских реформ, социология деловых организаций, социология финансового поведения населения, методы проведения социологического и исследования, экономика труда и т.д.


Сейчас я поступила в магистратуру факультета менеджмента в своем же университете, на специальность «управление человеческими ресурсами». Я по натуре – управленец, организатор, поэтому с тем багажом знаний, который получила на факультете социологии, с удовольствием осваиваю новую специальность. По специальности же и работаю:  в нашем университете  есть Центр развития карьеры,  по сути  – кадровое агентство в рамках вуза.  Мы  устанавливаем контакты  с ведущими  компаниями,  в  которых  могут быть востребованы наши студенты и выпускники, организуем различные карьерные мероприятия, презентации компаний, ярмарки вакансий, мастер-классы и лекции топ-менеджеров.


В будущем планирую работать в Департаменте по персоналу одной из крупных компаний.


 


-Расскажите о вузе и факультете,  где вы учитесь, чуть подробнее.


 


-Государственный университет – Высшая школа экономики – вуз молодой (в этом году отметил   15-летие). За это время он успел собрать под свое крыло лучших преподавателей, открыть 12 факультетов, собрать сильных и активных студентов со всей страны.


ГУ-ВШЭ под руководством Я.И.Кузьминова - в авангарде научной мысли, реформ и нововведений. Дух инноваций всегда царит в «Вышке» (это сокращенное шутливое название вуза). Кстати, у нас учится очень много студентов из Чувашии, потому иногда можно услышать  и такую интерпретацию названия – «ЧуВышка».


Об учебе на факультете социологии я уже говорила, сейчас обучаюсь на факультете менеджмента. Это ведущий факультет в России в сфере управления. Мы получаем знания   по теории и практике управления, на занятиях слушаем и ученых, и практиков современного бизнеса. Преподаватели во главе с деканом Азером Гамидовичем Эфендиевым постоянно ведут исследовательскую деятельность, активно вовлекают студентов в науку. Факультет сотрудничает с европейскими университетами, студенты проходят практику в ведущих российских и зарубежных компаниях.


 


-Какие и чьи социологические идеи вам интересны?


 


-Мне всегда  были интересны идеи Толкотта Парсонса - автора теории социальных систем, Льюиса Козера (он писал о функциональности конфликтов в обществе).


Нужно отметить, что нас учили «живые классики» экономической социологии: В.В.Радаев («экономическая социология»), А.Ю.Чепуренко («социология предпринимательства»), Я.М.Рощина («социология потребительского поведения домохозяйств»), О.Е.Кузина («социология финансового поведения населения») и т.д.


Идеи, результаты их исследований мне  близки и вызывают научный интерес. 


 


-Молодежная команда чувашского землячества – как она появилась?


 


-Официальная история Молодежного движения при Федеральной национально-культурной автономии чувашей России началась в мае 2005 года.  Решение об его создании было принято на встрече чувашской московской молодежи с депутатом Государственной Думы РФ  А.Г.Аксаковым. В состав актива вошли ребята, проявившие инициативу в этом поучаствовать - студенты ГУ-ВШЭ, ГУУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана,  РУДН, МИФИ.


Были созданы Устав и программа деятельности. Молодежная команда активно участвовала  в  проектах  «взрослого» землячества, реализовывала свои проекты.


В ходе нашей  деятельности о нас узнавали и к нам  присоединялись  другие заинтересованные ребята. Некоторые уходили из  актива, но это происходило лишь потому, что у них  заканчивалась студенческая пора,   надо  было начинать  профессиональную деятельность. Они остались нашими друзьями, периодически участвуют в командных проектах.


Борьбы интересов у нас нет, мы – единомышленники  и у нас – общее дело, хотя   такие  рабочие моменты,  как  разногласия  и  споры,  бывают.


 


-Расскажите об акциях,  проведенных молодежной  командой.


 


-Молодежная команда работает в двух направлениях. Во-первых, организовывает культурные мероприятия:  развлекательные танцевальные программы с использованием чувашской эстрадной музыки и  приглашением восходящих звезд чувашской эстрады,  проводит  конкурсы  «Мускав чаваш пики», участвует в организации  культурных мероприятий - «Акатуй», «Кер сари» и т.д.


Также мы участвуем в акциях, проводимых Московским домом национальностей. К примеру, в декабре 2007 года приняли участие в фестивале «Москва в ритмах народов мира», акции «Единство в многообразии».


Второе направление нашей деятельности мы только начинаем развивать. Условно его можно назвать – «деловое». В его рамках мы проведем Форум чувашской московской молодежи,  будем организовывать встречи с интересными людьми – успешными земляками, проживающими в Москве и т.д.


Основной и самый главный результат нашей деятельности: посещаемость мероприятий значительно выросла. Московская молодежь  знает о землячестве,  наших  проектах, готова в них участвовать.


 


-Какие акции планируются молодежной командой сейчас?


 


-В ходе зимней  сессии активность Молодежного движения снизилась. Все сдавали экзамены,  а некоторые наши активисты устраивались на работу.


Но теперь сессия завершилась, и мы с новыми силами готовы взяться за дело. Ближайший крупный проект – Форум чувашской московской молодежи. Мы планируем пригласить на него ребят из различных московских вузов,  обсудить проблемы и перспективы развития нашей республики, познакомить молодежь с известными земляками, проживающими в Москве, совместно создать новую программу деятельности Молодежного движения.  Возможно, также  организуем и Форум чувашской молодежи, проживающей в различных регионах страны. 


 



-Вы часто бываете за рубежом. Что, на ваш социологически-экономический взгляд,  из способов  организации  жизни других стран можно позаимствовать  России?


 


 побывала в Финляндии, Венгрии, Чехии, Польше. В Финляндию и Венгрию ездила от университета - участвовала в работе летних научных школ.  


Мне нравится организация жизни в этих странах – высокий  уровень сервиса, чистота на улицах, экономичный подход к ресурсам (прежде всего, электроэнергии, воде), небезразличное отношение жителей к своей истории, культуре и памятникам архитектуры.  Главное, что можно и нужно, как мне кажется, позаимствовать у этих стран – отношение к своей стране, городу, району, улице, подъезду  как  продолжению своего дома.


Именно благодаря  такому отношению  люди поддерживают чистоту и порядок не только в своей квартире, но и везде, где бывают. Думаю, и наша жизнь стала бы более комфортной и… уютной, если бы мы усвоили это правило.


А еще общество в европейских странах сплачивается (солидаризируется, говоря социологическим языком) на основе общих ценностей и традиций, которые люди не забывают, а бережно хранят. Думаю, и нам следовало бы этому научиться (а точнее, больше уделять этому внимания).


 


-По какому сценарию, на ваш взгляд, будут развиваться Чувашия  и  Россия?


 


-На этот вопрос сложно ответить в нескольких предложениях, постараюсь выделить главное.


На мой взгляд, в России закончилась эпоха активных, радикальных перемен. Наступило время созидания:  изобретения  и  освоения новых технологий во всех сферах.


Помимо этого  огромное значение сейчас имеют социальные сети, это я как социолог могу подтвердить.


И первое, и второе (создание новых технологий, расширение и укрепление социальных сетей) – происходит с использованием главного ресурса – человеческого. Именно грамотное использование большого потенциала, который есть у  народа России (креативность, нестандартность мышления, видение перспектив, масштабность мышления, способность к быстрой адаптации в условиях перемен) – залог успешного развития нашей страны.


Человеку нужно создать условия для работы и комфортной жизни во всех регионах  (как бы  утопично это ни  звучало), именно тогда каждый человек на своем месте будет стремиться работать эффективно и качественно.


Успех большой страны зависит от того, какие усилия для этого предпринимаются каждым ее жителем на своем месте:  врачом – в сфере здравоохранения, чиновником и политиком – в сфере управления государством, бизнесменом – в сфере управления собственным делом, учителем – в сфере образования и  т.д.


Утопично? Нет!  По-моему, современней некуда.


По какому сценарию будет развиваться наша страна? Думаю, по сценарию укрепления ее позиций на международной арене, повышения благосостояния населения, развития малого и среднего бизнеса. Чувашия, как часть России, будет следовать этому же курсу. Но, повторяю, главный ресурс, на который надо делать ставку и в ближайшей,  и в далекой  перспективе – это люди.


 


-Какова природа землячеств,  что  в  их  основе?


 


-Много спорят  о том, в чем сила и польза землячеств?


Думаю, в основе каждого из них -  чувство сопричастности  к судьбе ближнего,  твоего земляка,  к истории и культуре своего народа.


Можно быть чувашем, например, и старательно это скрывать, отмежевываться от корней,  не признавать своей принадлежности к чувашскому народу. Но таких людей вы в землячествах не найдете.


Объединения появляются и набирают силу на фоне разобщенности социума. В землячествах людей держат те вечные ценности, которые сплачивают всегда – любовь к малой родине, желание помочь ближнему и поучаствовать в его судьбе,  сохранить историю и традиции своего и других народов.


Землячества, помимо прочего, воспитывают чувство толерантности – уважающий свой народ никогда не скажет дурного о другом народе, с уважением будет относиться к его культуре и обычаям.


Землячество – это сообщество, а в каждом человеке есть потребность к некоторым сообществам принадлежать.


Землячество  дает  ощущение  надежного плеча рядом, придает уверенности.


 


-Часто ли бываете в Чувашии, что для вас эти поездки?


 


-Чувашия – моя малая родина, и я очень ее люблю.  Так случилось, что в моих жилах течет кровь многих народов – русского, чувашского, мордовского, украинского. Я с уважением отношусь к истории и культуре каждого из них. Но выросла я в Чувашии и сердце мое – там. Использую любую возможность, чтобы поехать туда, насладиться волжской природой, чистым воздухом, пейзажами и городскими видами. В первую очередь, для меня поездки в Чувашию –  общение с родными, друзьями. В этих поездках отдыхаешь, черпаешь вдохновение, силы для новых свершений.


 


-Как вы решаете финансовые вопросы?


 


-Начиная со второго курса, я стала участвовать в социологических исследовательских проектах, работа эта оплачивается.


На третьем курсе я стала стипендиатом Фонда Оксфорда в России, стипендия стала еще одним источником дохода.


С четвертого курса я совмещаю постоянную работу и учебу. Таким образом, стараюсь обеспечивать себя самостоятельно.


 


-В каких проектах вы сейчас заняты?


 


-Мой основной проект на ближайшие полтора года – магистерская диссертация,  сейчас определяюсь с ее темой.


Помимо этого,  вовлечена  во множество проектов на работе:  организую Цикл карьерных семинаров для студентов «Вышки» и курирую создание карьерного консультационного Центра.


Летом панирую поехать в очередную Летнюю научную школу, чтобы продолжить реализацию научного проекта по образовательному кредитованию в России. 


Проект, в котором я с 2005 года – Молодежное движение; сейчас мы находимся в поиске новых идей, на новом этапе развития.


А вообще  вся моя жизнь – мой проект, в котором я занята всегда, я его реализую!


 


 


 

Комментариев нет: