четверг, 20 декабря 2007 г.

М.Юхма: "Знание истории - необходимо"

Юхма  Михаил Николаевич, писатель, создатель и руководитель ЧОКЦ – Чувашского общественного культурного центра


 


 


-Над чем вы сейчас работаете?


 


-Сейчас тружусь над сериалом из исторических романов по своей книге «Древняя Чувашия»,  которая является  историческим исследованием.


Древнюю тысячелетнюю историю чувашского народа хочу рассказать историческими романами, художественными образами, создавая галерею великих людей нашей истории.


Первый роман  называется «Солнечные ворота», в нем  описываются события VI века до нашей эры -  время степных племен, которые впоследствии вошли в состав чувашского этноса;  борьба этих племен против персов, царя персов Кира, на территории Средней Азии.


Второй роман – о встрече древних  согдийских и парфенских племен с Александром Македонским. Известно, что  его единственной законной женой  была  согдийка, а согдийские племена впоследствии вошли в состав чувашского этноса.


…Сейчас я написал восьмой роман – о борьбе наших предков в 1236 – 1237 годах против  монголов. Это поворотный момент в истории нашего народа,   древних   булгар,  которые вели тогда  многолетнюю борьбу: в тот момент произошла  метаморфоза:  наш  народ стал называть себя чувашами.


Художественно осмысливая ситуацию, пытаюсь объяснить, почему такое произошло.


…Всего будет двенадцать романов.


Одиннадцатый роман - об эпохе вхождения чуваш в состав Московского государства. Герой романа сначала воевал  против казанских ханов, а впоследствии, видя, что мечта о создании свободного  и независимого  чувашского государства  не смогла осуществиться,  начал войну против Ивана Грозного.


Последний роман серии  будет называться «Пайдул». Пайдул Искеев – герой военной  эпохи 1660-1670 годов. Он – поэт и полководец,  возглавил чувашские войска, отряды Степана Разина, вел борьбу за свободу. Мы разыскали его могилу,  очень интересные исторические документы. Царские воеводы той эпохи  величали его «полковником». В те годы слово  означало «полководец».


Информацию,  исторические материалы я собрал и обосновал в своей книге «Древняя Чувашия».  Она выходит вторым дополненным изданием: я дополнил 246 страниц для  книги. Это также будет очень интересное историческое исследование.


 


-Ряд  специалистов поднимают вопрос о переименовании Чувашии в Республику  Волжская Булгария. Что вы об этом думаете?


 


-Был такой проект в тридцатые годы двадцатого века. В конце двадцатых-  начале тридцатых годов  Общество изучения чувашского края обосновало и выдвинуло проект переименования Чувашской автономной области  в Булгаро-чувашскую область. Нормальный, вполне лояльный, научно обоснованный  проект. Тем не менее, в тридцатые годы, в период жестких  репрессий,  общество  объявили «националистическим». Многие активисты были уничтожены, расстреляны, сосланы. Но документы об этом обществе в архиве нашего культурного центра  имеются.


Было такое желание у многих людей,  и рассматривать этот вариант сейчас вполне, я считаю, уместно  и  законно.


Мы имеем полное право называться Республикой Волжская Булгария.


Кстати, мою книгу «Древние чуваши»  сейчас издали в Болгарии: в переводе на свой  язык они, с моего разрешения,  назвали ее «Древние булгаро-чуваши». Издали  сравнительно большим для исторического исследования десятитысячным тиражом. Объявленная подписка собрала 10 тысяч экземпляров. То есть, каждый экземпляр уже до издания книги кого-то сильно  заинтересовал.


Дунайская  Болгария сейчас очень интересуется нашей историей. По  просьбе  их издателей я и написал книгу «Волжская Булгария», затем - книгу «Золотая Булгария»,   обе  изданы  в Болгарии.


Первая книга сейчас издается и во Франции в переводе на французский.


 


-Почему европейцев так интересует история Чувашии?


 


-Их, прежде всего, заинтересовал  вопрос: что это за народ, который остановил  монголов,  спас Европу от нашествия?


Европа знает, что монголов остановили волжские булгары; во всяком случае, если даже не остановили, то сделали все возможное для того, чтобы их натиск  значительно  ослаб.


Монголы впервые потерпели поражение от наших предков в 1224 году после битвы на Калке, когда монголы разбили русско-половецкое объединенное войско. После этого монголы перезимовали в низовьях Волги и на территории Северного Кавказа, а весной 1224 года сначала  решили вернуться к себе на родину, перешли Волгу севернее Каспийского моря, но потом вдруг повернули на север, на самые цветущие города Волжской Булгарии. И булгарский царь Чельбир в сражении около современного города Мелекесса на реке Сахтя  полностью разбил захватчиков, войска Субедея, которые называли «непобедимыми». Субедей впервые потерпел поражение и едва спасся от войска наших  предков. Пленных   монголов предки обменяли на баранов, потому сражение в истории осталось как «баранная война».


Потом  дважды еще монголы вторгались на территорию Волжской Булгарии, дважды царь Ылтан-пик, брат Чельбира, который умер в 1225 году,  разбивал войска  монголов. И только в 1236 году, собрав невиданное для того времени войско, некоторые  российские военные историки указывают цифру «до 600 тысяч», монголы в ходе долгой борьбы смогли завоевать Волжскую Булгарию. Война шла десятки лет. В ходе войны погиб царь Ылтан-пик, погибли принцесса Ылтан-Чеч, «Золотой Цветок»  ее муж, которого летописец персидский называет храбрейшим из храбрых рыцарей. Погибли многие храбрые полководцы, герои.


В конце  сопротивление возглавил  полководец Чуваш-батор.  По имени этого человека воины,  не желавшие покоряться монголам, продолжавшие  борьбу, себя стали называть «чувашами». А впоследствии  и  весь  народ    стал  так  себя  называть именем человека, возглавившего движение сопротивления.


Подобных  случаев  в  истории  много. Например, часть Золотой Орды,  перешедшая  на правый берег Волги во главе с эмиром Ногаем, себя назвала «ногайцами». Часть Золотой Орды,  которая  приняла ислам и ушла на юг во главе  с ханом Узбеком,  стала называть себя «узбеками».


Версия,  что чуваши стали называть себя так в честь Чуваш - батора,  вполне реалистична,  основывается на многих исторических прецедентах и, я считаю,  впоследствии  она  будет полностью доказана.


О Чуваш–баторе сохранились четыре очень любопытных исторических предания. В одном сообщается, что он погиб в борьбе с монголами и похоронен на правом берегу реки Тобол.


В Сибири  есть место, которое названо его именем: Чуваш – гора.    Культура, сохранившаяся  на  территории  окрестности,  активно  изучается: в частности,  она  очень интересно описана русским историком, археологом Неделиным. Известный мансийский поэт Юван Шесталов об этом же  написал большую статью,  напечатанную  в альманахе.


 


-Как  обычно осуществляется  возврат к старому названию?


 


-Общественность должна обратиться в Правительство Чувашской Республики.  Прецедентов - много. Северная Осетия сейчас изменила название на Республику  Осетия – Алания. Якутия – на Якутию-Саха…


Всечувашский общественный культурный центр, ЧНК, общественные организации, которые есть во многих регионах страны, имеют право обратиться  с  такой  инициативой.  Дальше  запрос  должна  рассмотреть сессия депутатов Чувашии и, в случае согласия,  принять решение. Обычно так делается. Принимается  документ о переименовании.  


В девяностые годы республика неучами, не знающими истории,  была явно ошибочно названа «Чаваш ен», в переводе - «Чувашская сторона». «Стороной» можно назвать, скажем, какой–нибудь  чувашский район Пензенской области. А речь идет о  республике, государстве.


Вариант названия  Республика Волжская Булгария вполне может подойти.   Такое название - интереснее и исторически достовернее.  Ведь с четвертого века территория проживания нашего народа именовалась  Булгарией. Сначала  наши предки на территории Приазовья в шестом веке  создали государство, которое называлось Великая Булгария. После смерти царя Кубрата, это был 668 год, его второй сын привел  булгарские племена на территорию Волги и создал Волжскую Булгарию.


Государство называлось так многие сотни лет. Вполне допустимое  и исторически верное название.  Не просто Булгария – потому что уже есть на карте Болгария, а Волжская Булгария, точнее - Республика Волжская Булгария.


Пите хитре янтарать:  Аталси Пулхарстан.


Каждая идея должна сначала быть озвучена, подхвачена думающими людьми. Мне кажется, возврат к старому названию  вполне  осуществим. Это было бы  правильно и справедливо по отношению к предкам.


 


-Чем занимается ваше книжное издательство «АТТИЛ»?


 


-Мы издали очень интересные книги: три древнечувашских эпоса - «Аттил», «Ылтан-пик», «Семь принцесс-кудесниц», могилы которых - на территории Чувашии.  Издали на русском и чувашском. Есть исторические романы. Хотелось бы, чтобы московские чуваши знали: есть такая организация, есть такие книги, и чтобы они дошли до них. Приглашаю всех в Чувашский общественный культурный центр: Чебоксары, улица Ленинградская, 16. Это в центре города, недалеко от Дома мод. У нас  на базе – более трехсот наименований  книг.


 


-Как работает ваш Союз писателей?


 


-Неплохо работает. В нем - 146 писателей, все - очень интересные.


Савелий Саруй издал сейчас два тома романа в стихах «Пурнась урапи». Очень интересный писатель.


В нашем Союзе - Альбина Юрату, она здесь сегодня продает свои книги, талантливая поэтесса, на ее стихи создано много песен, Чекесь Люси, очень талантливая поэтесса. Много талантливых писателей.


Есть у нас в Союзе татарская,  русская, марийская секции.


 


-Какие интересные книги в портфеле издательства «АТТИЛ»?


 


-Активист ЧОКЦ, предприниматель Андрей Щукин, предложил любопытнейший проект – создать книгу древнечувашских имен.


Мы  создали такую книгу. Собрали десять тысяч мужских и женских имен.   Финансирует проект сам Щукин, скоро книга будет издана.


 


-А где вы нашли десять тысяч имен?


 


-Есть чувашские селения, где до их пор сохранилась древняя чувашская вера. В  архивных  документах этих сел сохранились и имена.


В царское время, до революции, было четыре переписи.  В трех фигурировали  древние имена, только в четвертой присутствуют двойные имена: дохристианские и христианские.


Вот эти переписи использовали.


…Издали  очень любопытные книги по обычаям нашего народа. Книги для проведения праздников – акатуя, молодежных  игр, хороводов.


Выпустили  книгу «Древние чувашские боги и герои», она издана на чувашском и русском языках.


Все  книги потихонечку распространяются. Но, в основном, идут за пределы республики, потому что в Чувашии, которая невелика по территории,  они уже  есть во всех районах. Потому рассылаем по диаспорам, чтобы там тоже знали. Хочу, чтобы и в Москве эти книги были. В Москве живут высокообразованные интеллигентные люди, хотелось бы, чтобы они знали свою историю,  своих предков.


Комментариев нет: