четверг, 20 декабря 2007 г.

А.Иванов: "Диаспорам надо помогать"





 

Иванов Анатолий Иванович, генеральный директор телерадиокомпании «GOLD MUSIC» и Национальной дирекции концертных и фестивальных программ (NDfest), созданной при Министерстве культуры Российской Федерации для проведения Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

 


-         Расскажите о себе. Где родились, выросли?


 


-         Я – чуваш. Родился и вырос в деревне Малые Туваны Аликовского района Чувашии.


Родители – учителя; папа работал директором школы. В семье – пятеро сыновей.


Старший брат – ученый, второй – трудился номенклатурным работником в Чебоксарах.


Два брата работали в Воркуте – в горнодобывающей промышленности и строительном бизнесе.


Сейчас все пенсионеры, кроме меня.


 


-         У вас есть семья?


 


-         Жена – домохозяйка, а дочь живёт и работает в Дубае (ОАЭ).


 


-         Где вы учились, начинали работать?


 


-         Я закончил театроведческий факультет, отделение менеджмента. После вуза работал в Московском городском Управлении культуры инспектором отдела театров. Мы наблюдали за деятельностью московских театров, принимали их спектакли.


Я принимал – с юмором отношусь к этому! – спектакли у Любимова, Захарова, Эфроса, Гончарова и многих других корифеев российской сцены.


 


-         Приходилось запрещать спектакли?


 


-         К сожалению, иногда приходилось. Чаще всего, под запрет попадали работы Юрия Петровича Любимова.


Мотивы запрета были очень разные.


Главная мотивировка – «не соответствует социалистической действительности», «антисоветчина».


 


 


-         Кто влиял на ваши решения?


 


-         Райком, горком партии влияли. Оттуда звонили и говорили: этот спектакль – пускать на сцену, этот – не пускать.


По-разному происходило. Когда делались знаковые спектакли, например, «Борис Годунов» в редакции Ю.Любимова, спектакль сдавался 18 раз! Мы его знали наизусть.


Три года я преподавал в ГИТИСе на факультете менеджмента. А потом начались свободные времена, и я ушел в самостоятельный бизнес, организовал один из первых в стране кооперативов в области театрально-концертного дела.


Было время, у меня по территории Советского Союза одновременно каталось 18 концертных бригад.


Мы организовывали гастроли всех звезд эстрады и многих театров по территории СССР, за рубежом. Абсолютно всех звезд, можно не называть.


 


-         Чем занимаетесь сейчас?


 


-         Министерство культуры России создало Национальную дирекцию концертных и фестивальных программ – для подготовки и проведения конкурса П.Чайковского. Меня пригласили в качестве директора компании – как человека, знающего эту работу, проверенного в проведении серьезных мероприятий, конкурсов и фестивалей.


Только что закончился тринадцатый конкурс имени П.И. Чайковского. Достаточно успешно прошел. По своему творческому уровню он признан очень серьезным.


Как утверждали члены жюри, такого успеха не было двадцать лет.


После того, как развалился СССР, классической музыке не уделялось должного внимания.


Сейчас ситуацию удалось изменить.


 


-         В чем это выражается?


 


-         Во многих деталях.


Например, жюри предыдущего, двенадцатого, конкурса допустило к конкурсному прослушиванию всех подававших заявки. А в этом году наличествовал уже конкурс претендентов – не менее трех человек на место: сначала свое решение принимала отборочная комиссия.


Другой важный момент: более половины конкурсантов имеют Гран-при или первые места, завоеванные на других международных конкурсах.


Очень важный показатель, говорящий о высочайшем уровне участников.


 


 -         За счет чего достигнут ваш успех?


 


-         За счет серьезной менеджерской подготовки, хорошей подачи события в СМИ и высокого уровня  призов.


Если прежде призы за I место были по 10 тысяч долларов, то в этом году их увеличили вдвое – 20 тысяч долларов.


…Конкурс проходил по пяти направлениям: скрипичных мастеров, исполнителей-пианистов, виолончелистов, скрипачей, вокалистов как среди женщин, так и среди мужчин.


Я – финансовый директор, и Госконцертом на нас возложена задача собрать денежные средства, рационально их использовать.


 


-         Сейчас конкурс закончился…


 


-         …И сразу же, без раскачки, началась подготовка к следующему, четырнадцатому, конкурсу, который пройдет через три года. Это нормальный ход любого серьезного мероприятия. Обсуждается список будущих спонсоров. Готовятся документы для того, чтобы в государственный бюджет отдельной строкой вошли затраты мероприятия. Кстати, из госбюджета финансировалось 40 процентов средств прошедшего конкурса.


…Идет постоянная работа, связанная с поддержанием имиджа международной культурной акции, проводятся концерты лауреатов.


В 2008 году конкурсу имени П.И. Чайковского исполнится 50 лет. Готовятся серьезные мероприятия, посвященные событию. Чтобы музыканты, слушатели помнили, знали, что есть такой конкурс, один из самых престижных в мире музыки… К сожалению, сказать, что «самый престижный», мы еще не можем, хотя в советские времена он вполне обоснованно считался самым престижным конкурсом классической музыки в мире.


 


-         Вы помогаете Владиславу Михайлову, занимающемуся трансляцией чувашских песен в Интернете. Почему?


 


-         Это чрезвычайно важное направление – работа в современных коммуникациях. Потому помогаю ему.


Многие земляки в глубинке или же других регионах не имеют возможностей послушать чувашский язык. С помощью Интернета такая возможность появилась. Интернет стремительно эволюционирует, и очень важно поддерживать таких специалистов, как Владислав Михайлов.


 


 -         Вы руководили Московской чувашской национально-культурной автономией?


 


-         …В качестве ее сопредседателя работал на протяжении пяти лет, с 2000 по 2005 год, совместно с Владимиром Николаевичем Бурмистровым. Он – бизнесмен, занимается строительством, ремонтом, приглашает рабочие бригады из республики и организовывает им работу в Москве и Подмосковье.


 


-         Что запомнилось из акций, проведенных в этот период?


 


-         Запомнилось абсолютно все.


Мы проводили планомерную, постоянную работу по сохранению обычаев, традиций чувашского народа.


Организовывали обрядовые праздники – «Кĕр Сăри», «Сурхури», «Саварни», «Акатуй» и др.


Акатуи в тот период мы начали проводить на территории Всероссийского выставочного центра. Что, в принципе, очень правильно. Раньше их проводили на территории Измайловского парка, но это было  локальным мероприятием и, по сути, проводилось для небольшой группы чувашей, проживающих в Москве.


А когда мы начали проводить Акатуй на территории ВВЦ, он стал праздником не только для чувашей, но и для многих людей, которые приходят на ВВЦ и невольно вовлекаются в зрелища. Тем самым мы знакомим с чувашскими народными традициями и земляков, и гостей из других регионов.


 


-         Кого из активистов, с которыми в тот период работали, вы бы отметили?


 


-         Среди самых активных людей я бы назвал Галину Александровну Никитину, которая руководит чувашским хором «Атал».


Это очень талантливый, одержимый человек, душой болеющий за чувашские традиции, специалист высокого класса. Ее хор приводит в восторг профессионалов. Многие исполняемые им произведения оказываются для них неизвестными, незнакомыми. Галина Александровна занимается этнографией, интересующей ее и как музыканта, и как ученого. Ездит по Татарстану, Башкортостану, другим регионам, где компактно проживают чуваши, «откапывает» старые музыкальные произведения, восстанавливает и разучивает их с московским хором «Атал».


Очень талантливый, результативный, эффективный человек. Ее присутствие в автономии чувашей – очень важно. Это знаковая фигура в Московской чувашском национальном объединении Москвы.


…Альбина Артемьевна Шашина, ее энтузиазм несравним ни с чьим другим. Для того, чтобы на достойном уровне провести мероприятие для чувашей, проживающих в Москве, она готова не спать, не есть, выложить свои последние деньги. Одержимый человек, проявляющий чудеса героизма при подготовке мероприятий.


…С деятельностью Марины Юрьевны Реер я знаком меньше, но я вижу, как работает ее танцевальный коллектив «Шанкарав». Чувашский танец – одна из составляющих народной культуры. Марина Юрьевна этнической хореографией занимается очень хорошо и успешно.


…Николай Васильевич Воронцов. Он – в пенсионном возрасте, но сил и энергии у него очень много, и он душой болеет за все, что происходит в нашем обществе. Постоянно оказывает действенную консультативную, коммуникативную помощь – он всех знает, понимает, как решать вопросы, к кому, что называется, подойти.


В течение пяти лет, когда мне доводилось возглавлять автономию, он был моим самым действенным советником. Без консультации с ним никакие принципиальные вопросы я не решал.


…Аксаков Анатолий Геннадьевич. Он выполняет присущую ему координирующую функцию очень солидно, очень толково. В ряде случаев его присутствие в общественной работе, как показывает опыт, чрезвычайно важно и необходимо, потому что авторитет Анатолия Геннадьевича помогает в решении многих сложных, порой – конфликтных ситуаций.


 


-         Как вы начали работать в объединении?


 


-         Мой приход в работу по решению национально-культурных вопросов был непростым.


…Когда я появился в Москве, земляки  пригласили меня на свадьбу. Я пришел, посмотрел, пришел в ужас. Все напились, начали валяться и драться. Потом я долго не реагировал на приглашения. До тех пор, пока не познакомился с Николаем Васильевичем Воронцовым. Когда я с ним пообщался, понял: это очень солидный, серьезный человек.


Он попросил меня оказать помощь.


Мы с ним тогда провели вечер, посвящённый 70-летию космонавта А.Г. Николаева.


Воронцов обратился ко мне в момент, когда все проваливалось, а режиссер программы запросил 20 тысяч долларов за проведение мероприятия. Таких денег не было, потому от сотрудничества с режиссерской группой пришлось отказаться.


Воронцов уговорил меня поработать. Он торопил, волновался. Я ему сказал: «Не волнуйтесь, все сделаю. Если дал слово и взялся, значит, выполню на высоком уровне».


Мы провели мероприятие, провели хорошо. Космонавт остался очень доволен.


Были приглашены Иосиф Кобзон, наша землячка, солистка Большого театра, н.а. СССР Надежда Павлова, звезды чувашской эстрады, они согласились выступить бесплатно. Вела вечер Светлана Моргунова. И те 20 тысяч долларов, которые требовалось заплатить режиссеру, оказались спасены, мероприятие провели на минимальном бюджете.


Потом я оказался на отчетно-выборном собрании общества культуры, где прозвучало предложение ввести в состав  правления человека, который за отчетный период дважды продавал книги на мероприятиях. И параллельно с этим человеком предлагали меня.


Я отказался.


…Перед этим я побывал на земляческом мероприятии в кинотеатре, где на меня отталкивающее впечатление произвели пьяные гости. Я пришел в ужас: такой  уровень общения никак не устраивал.


…Бурмистров уговорил меня стать председателем в то время, когда возник конфликт с представителями старшего поколения. Но он все уладил. Будучи человеком очень неглупым, правильно расставил акценты, сформулировал критерии предлагаемой моей кандидатуры: человек независимый, состоявшийся бизнесмен.


…Я согласился.


 ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ


 

Комментариев нет: