четверг, 20 декабря 2007 г.

П.Мазуркин: "Я люблю искать новое"

Мазуркин Петр Яковлевич, мастер художественной резьбы по дереву, музыкант, художник-оформитель


 


 


-Где вы провели свое детство?


 


-Родился 4 января 1949 года в деревне Токшихи Моргаушского района. Родители – простые колхозники. В детстве не видел ни театров, ни галерей:  как и все,  играл с деревенскими мальчишками во дворе, помогал старшим по  хозяйству, трудился в поле, пас скот.  Но в душе все было, в душе творилось все.  Пел арии, которые слышал по радио:  выхожу в поле пасти стадо, и пою.


Другие сельские ребята, когда пасли скот, развлекались тем, что  курили  сухие листики.  Я отделялся от них, брал палку,  вырезал на ней рисунки,  из глины лепил фигуры. Мечтал  стать композитором, певцом, художником, поэтом: знал, что найду свое место в искусстве.


Вот только насчет занятий  музыкой я  немного  сомневался: думал,  на старости лет все равно прогонят меня со сцены.

 

-Где учились своему искусству?


 


-Сначала закончил в Москве, заочном университете имени Крупской, курс народных инструментов, баяна,  шесть лет учился. Затем закончил отделение  живописи этого же университета.


Но краски пока  лежат в стороне,  потому что хорошо пошла резьба по дереву. Основательно занялся ею.


До увлечения резьбой  занимался  живописью, причем - не только рисовал, но и  вышивал  серьезные картины. Например, сделал крупное  панно «Сеспель».


 


-Недавно вышла ваша книга, о которой специалисты  говорят как об очень интересной работе, достойной Государственной премии.


 


-Книгу написал по инициативе моего очень хорошего друга Геннадия Николаевича Иванова–Оркова. Он – исследователь искусства и  изучает меня почти с детства. Книга называется «Чувашская резьба по дереву», она вышла в октябре в Чувашском книжном  издательстве, большая книга- альбом. Там собраны мои произведения, сведения обо мне, есть раздел «Учебные работы».


Книга  открывает  большие  пути в теории предмета.  


Я люблю искать новое,  стремлюсь не повторять ничьи методики и темы. У меня – собственная, авторская техника. Соавтор книги, Иванов-Орков,  большой специалист, и он много мне подсказал интересного.


Одно дело, когда тебе устно друзья говорят, к таким советам не всегда прислушиваешься, а в книге он все четко формулирует,  со стороны видит многое  и  очень интересные пути  открывает.


 


-Кто вас учил художественной резьбе?


 


-Никто меня  не учил.  Смотрел,  как  дед работал, хотя он не художественной резьбой занимался: он дома строил,  столы делал, даже изготавливал детали механизмов, колеса,  из дубового дерева.


Отец  тоже делал столы неплохо.


 


-Какие инструменты используете?


 


-За инструментами я ездил в Москву, Санкт Петербург. Но их не много. Лев Толстой как–то сказал: «Крестьяне  одним и тем же топором и дом строят, и  ковш вырезают». Очень мало инструментов.


Эскизы специально тоже не готовлю: «рисую» их глазами сразу на дереве.


 


-С какими породами дерева работаете?


 


-Сначала использовал мягкие сорта: осину, липу.  Они мне нравятся: текстура у них интересная. Только их надо сушить, иначе трескаются.  Липу  бревенчатую не менее семи лет необходимо сушить.


Сейчас работаю с любыми породами деревьев.


 


-Где находится ваша мастерская?


 


-Мастерская у меня - в любом месте: и на улице, и в сарае, где я сплю, телевизор смотрю.


 


-Вам кто–то заказывает?


 


-По заказам почти не работаю; бывает, но очень редко. И не продаю. Сделанные вещи держу  дома.  Если покупатели  очень настаивают,  сделка может состояться. Случайно подрабатываю. Покупатели - совершенно разные люди. От уборщицы до директора.  Готовые  комплекты  часто держу  в выставочной экспозиции бесплатно. Например, в Моргаушском районном музее.


 


-О чем  вещи,  которые вы делаете?


 


-Это и портреты, и  просто отдельные тематические  композиции.


Сейчас увлекся спортивной темой. Летом 2008 года  в Чувашии состоится  Чемпионат мира по спортивной ходьбе. Я по этой теме работаю.  


Спорт как объект искусства - очень  интересен. Я его люблю и просто  сам  по  себе, занимаюсь им.  Он  стареть не дает. В молодости я активно занимался  штангой, лыжами,  еще  когда в Карагандинской области, в ГПТУ-60 города Сарани, учился на сантехника.  После восьми классов туда поступил, а уже потом я поступил  заочно  в  университет.


 


-Какая у вас семья?


 


-Семья - небольшая. Есть жена, сын, он тоже хорошо владеет резьбой. У него - своя семья. А моя жена сейчас на пенсии.


  


-Чем еще вы увлекаетесь?


 


-В шахматы играю, стихи пишу, собираю песни народные, гусли делаю и сам играю на них.


 


-Гусли – это чей народный инструмент?


 


-Есть гусли чувашские: шлемовидные и квадратные; есть гусли  русские:  они - треугольные, каждый удар по струнам на них может быть аккордным. На  чувашских гуслях, как правило, по отдельности струны перебираются,  без аккордов, это  прекрасное, хотя и тихое звучание. Вот думаю, как бы это звучание усилить, чтобы чувашские гусли стали активнее использоваться современными исполнителями.


 


-Кто для вас пример в искусстве?


 


-Эрзя – великий  мордовский скульптор, он для меня авторитет.


 


-Над чем сейчас трудитесь?


 


-Кроме резьбы  я  рисую: по-прежнему  хочется заниматься графикой, живописью.


Насчет книги есть мечта:  как бы мне свои чувашские стихи  напечатать. Стихов у меня не очень  много, но они есть.


В резьбе главная тема сейчас – спорт, но другие  темы оставлять тоже не буду. Резьба утвари - очень хорошая резьба.


Замыслы  у меня есть, но открывать их, рассказывать о них - не буду. Просто хочу предупредить любителей народного искусства,  чтобы они от меня  ждали много интересных работ.


 


-Как бы вы сами себя определили?


 


-Петр Мазуркин – я думаю,  в душе чистый- чистый такой музыкальный, поэтический классический  художник, который активно интересуется  и  современными темами. Так бы я определил…


Темы Ван-Гога, творческие идеи импрессионизма,  даже абстракционизма я хочу использовать в скульптуре.


Все  современные  европейские  творческие стили  вполне  способны  сочетаться   с народной  резьбой.